Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
08.08.2023 |
А эту статью за что не пропустили 2 главреда?
|
06.08.2023 |
Зачем на весу правая нога Евангелиста Марка
|
05.08.2023 |
Не «Под», а «Над» - роковая ошибка Гребенщикова
|
04.08.2023 |
|
02.08.2023 |
|
01.08.2023 |
Как Шевчука использовали втёмную
|
31.07.2023 |
|
30.07.2023 |
Темнота эстетическая и патриотическая сродны
|
29.07.2023 |
|
28.07.2023 |
Работай тупо Работай тупо Такой девиз у меня, инженера, был, когда мне в распоряжение попадал только что принятый на работу в КБ выпускник института. Всю творческую работу исполнял я. Это была компоновка прибора. А ему нужно было сделать так называемую деталировку. И была масса правил, как это делать. Надо было все учесть. Я специальное руководство изготовил. И надо было просто ему следовать. То же – с критикой авторессы дзен-канала Лёли Городной (её статьи моя дзен-лента мне то и дело предлагает читать, я проказываюсь иногда и читаю). Знаю, что она обязательно что-то ляпнет. Но, чтоб это обнаружить, нужно иногда проделать много черновой работы. Речь пойдёт о причине передвижения художником руки портретируемой с одного положения в другое в процессе живописания, - передвижения, обнаруженного реставраторами. Софонисба Ангуиссола. Картина Бернардино Кампи “Софонисба Ангуиссола”. Около 1559. Холст, масло. Сверху – вариант до реставрации, ниже – вариант после очистки при реставрации, ещё ниже – вариант после реставрации. Лёля проигнорировала: 1) что Софонисба на картине больше рисующего её Кампи, 2) что Кампи объёмный, а Софонисба более плоская, 3) что Кампи устроил себе подпорку для руки, верёвочку от правой вертикальной части подрамника к левой (нетвёрдая-де рука у него). Лёля извратила картину: "…художница сделала абсолютно всё, чтобы её образ был здесь максимально достоверным, рельефным, живым и “дышащим”. Здесь нет ни единого приема, при помощи которого итальянские живописцы XVI столетия обозначали искусственность одного изображения в рамках другого” (https://dzen.ru/a/Y23Oz_KdiDlxzJV2). В результате вместо насмешки художницы над своим учителем Лёля вывела: "На дворе — XVI столетие, царят суровые нравы и положение женщины в обществе весьма специфично. И вдруг ученица большого мастера позволяет себе дерзкое художественное высказывание, заявляя если и не о превосходстве, то уж точно о паритете творческих сил относительно прославленного педагога. Жест левой руки [левая рука готова перехватить кисть, которой она только что была сотворена. Метафора предельно ясна: эта Галатея ожила, переняла знания и навыки от своего Пигмалиона, и теперь желает творческой самостоятельности] её героини вышел слишком уж дерзким по отношению к Бернардино Кампи, которого она продолжала искренне почитать как своего кумира и наставника. И дабы смягчить пафос и логос композиции, а также заочно извиниться перед своим учителем, девушка закрасила этот эпизод полотна, а поверх него создала куда более нейтральное изображение” (Там же). А дело в том, что художница насмехается над учителем за идеостиль маньеризма, выражающий наипоследнее отчаяние от безнравственности католической церкви, а за нею и всего общества, что привело к религиозной войне в Западной Европе с 1546 года по 1648-й. (Картина написана через 13 лет после её начала.) Аскетический маньеризм, начиная с Микеланджело, выражал своё “фэ” телесности утрированием её, винтообразными позами. Кампи был представителем так называемого кремонского маньеризма. Кампи. Нептун на своей колеснице, запряженной гиппокампами. Смотрите, как изогнуты тела Нептуна, этих гиппокампов, какой-то рыбы… Какие утрированные у Нептуна мышцы. Кампи. Мадонна во славе. Какие неприятно упитанные ангелочки. У всех преувеличенные жесты. Мадонна лицом повёрнута вправо, глаза смотрят прямо, плечи развёрнуты влево, ступни – прямо. Ангелесса с голубой лентой в волосах как повывернута. На картине Ангуиссолы Кампи как закручен: нам видна его спина (так круто он повёрнут влево, лицо повёрнуто круто вправо, глаза – туда же ещё больше. Насмехаясь над его аскетизмом, художница сделала его почти лапающим грудь изображения, а то первоначально защищалось левой рукой. Но главное, она его сделала реальным человеком, а не витающим в эмпиреях пафосным творцом во имя морали. Ибо саму её тянуло на землю, в какой-то реализм, что ли. Ангуиссола. Трое детей с собачкой. Зачем же художница убрала с груди своего изображения защищающую руку? – А чтоб не нарываться на лишние неприятности. Чудо уже то, что ей, женщине, разрешили быть художницей. 30 января 2023 г.
|
26.07.2023 |
|
25.07.2023 |
|
20.07.2023 |
|
19.07.2023 |
|
17.07.2023 |
Если долго мучиться, что-нибудь получится?
|
16.07.2023 |
|
15.07.2023 |
|
13.07.2023 |
|
08.07.2023 |
Как посмел Рембрандт покуситься на гравюру Сегерса? Переделал!
|
05.07.2023 |
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"