TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


16.08.2018
08:35

Не понятно ли...

    Я был в Питере за несколько лет до 300-летия. И ужасался состоянию города. Говорят, его к юбилею привели в порядок. Так если предположить, что художник из страны уехал . . .

14.08.2018
10:33

Фаюмские портреты и иконы.

    Как всё незаметно перетекает из одного в другое… Римские оргии – это гедонизм. Наслаждение жизнью. Боязнь смерти. Но есть аристократы. Им противно чего бы то ни . . .

11.08.2018
14:10

Апокалипсис, ветренная Свобода и постоянный Традиционализм.

    Кто меня читал ранее, знает, что я пытаюсь определять в произведениях искусства, что там рождено от подсознательного идеала, а что – от сознательного. Иными . . .

11.08.2018
13:36

Прав ли художник Владимир Крылов вне своих картин?

    "Волновые структуры могут нести в себе как физиологические компоненты, так и компоненты более высокого уровня – духовные компоненты” (http://www.colisart.ru/news/124.html . . .

05.08.2018
16:37

Это великое дело проверки.

    Можно, я начну издалека? Идею синусоподобного изображения превращения идеалов друг в друга я узнал из статьи Прокофьева “Фёдор Иванович Шмит (1877-1941) и его теория . . .

04.08.2018
10:00

Ответ искреннему человеку.

    Пока я искал название некой картины, наткнулся на одну, мимо которой не смог пройти мимо. Крылов В. Собор Василия Блаженного. 1999. Холст, масло. Автора той, название . . .

03.08.2018
08:40

Лем и другие.

    Большинство знаменитых и заслуживающих внимания книг невозможно читать – скучны. И у меня выработалась привычка преодолевать эту скуку как бы . . .

01.08.2018
10:35

Чего не понимает Улицкая.

    Она не понимает того же, до чего не догадался Карл Маркс. А мог бы догадаться, ибо гений. Глядя на зародившееся массовое производство, он мог бы догадаться, что оно . . .

31.07.2018
10:39

Хуан Хеновес что: всех обманул невольно?

    Гримасы гиперреализма. Хеновес. Заключён. 1967. Он испанец. "Репрессии против политических противников (к ним относились коммунисты, социалисты, анархисты, . . .

29.07.2018
10:46

Разоблачение.

    Уважаемые читатели мои! Я берусь писать нехарактерное для себя. Я не открывать художественный смысл картин стану, а разоблачать натяжки при попытках извратить . . .

28.07.2018
22:21

Посвящается...

    В день Крещения Руси настоящим прорелигиозным художникам посвящается. Проба оценить религиозное искусство на примере произведения общепризнанного гения . . .

26.07.2018
10:46

Чёрно о Чернигине.

    Повторение – мать учения… Давайте, читатель, я повторю для разминки то, что мне уже известно. Вот можете вы подтвердить, что на данной картине сильно выражено . . .

24.07.2018
08:48

Не махинаторство ль?

    Иные удивляются, как много я статей пишу. А это стало очень просто делать. Мне. Я взял себе “на вооружение” теорию художественности по Выготскому. Она заявляет, . . .

17.07.2018
07:46

Правда и вымысел.

     

     

    Исчезнули при свете просвещенья

    Поэзии ребяческие сны.

    Баратынский

    Советский обыватель из рассказов Зощенко должен еще напиться горячей крови, как вызванные Одиссеем мертвецы, чтобы стать похожим хотя бы на своего предка из рассказов Чехова.

    Вейдле

    Недавно меня занесло, и я соврал к слову. Мол, до сих пор помню радость от – не знаю теперь, как сказать – общения с одною… И девушкой что-то не поворачивается рука написать. Она меня старше была намного, просто я был очень молодой.

    Оно так у меня само собой написалось и так было к месту, что я не стал исправлять. А теперь читаю у Вейдле:

    "…правдиво рассказать можно лишь о том, что не просто “было”” (Умирание искусства. https://predanie.ru/veydle-vladimir-vasilevich/book/73253-umiranie-iskusstva/).

    Огорчение с нею у меня запомнилось гораздо больше, чем заявленная радость. Меня от водки развезло (я не умею пить). Меня стошнило. Помнится, прямо за столом. И она меня держала за лоб, пока рвал в таз, оказавшийся поблизости. И потом убирала и меня утирала. Если не ошибаюсь, это от неё у меня носовой платок сохранился до сих пор. А намечалось – так я ожидал – что она мне отдастся. И какое же отдастся, когда я такой хиляк…

    А всё-таки от её боксёра-ухажёра удирание с нею с танцев было, наверно, захватывающим дух. И тем большим – что я не отступился, когда она меня предупредила, что у неё тут где-то ухажёр – боксёр… И я её всё приглашал и приглашал… И в подсознании (моём любимом) эта безоглядность, наверно, застряла и потому прорвалась вдруг в виде вымысла о радости, какую я помню, мол, до сих пор.

    Вейдле пишет, что поэту надо отказаться от себя. Выходит, что я и отказался. От сознающего, помнящего себя. Ради забытого себя, в подсознании лишь остававшегося. (Опять моё любимое подсознание!)

    Да, да. Верно. Большая радость раскованности. Я был не я на тех танцах. Обычно я трус и расчётлив. А тут… Безумству храбрых поём мы славу!..

    Та женщина была первая в жизни, кого я провожал с танцев. (Я еле умел танцевать и на танцы дома не ходил. Тут же дело было не дома, а на практике. И вне дома у меня с женщинами ничего не бывало.) А первую (за год до того, тоже на практике) я с танцев не провожал. Она жила в том же общежитии, что и я. И танцевали мы на асфальте перед входом в это общежитие под радиолу на подоконнике. И отбивать её ни от кого мне не надо было. На неё никто не посягал, хоть она, помнится, была красивая. Всё шло само собой. И – никакой особой радости. Потому что никакого превращения в не себя, в бездумного храбреца, не было.

    Я всё это пишу в порядке вникания в понятие “вымысел как искусство”. Статью, в которой я приврал, можно считать промежутком между наукой об искусстве и искусством. А раз промежуток, то и туда мыслимо проникновение штрихов искусства – искусства вымысла, так называемого Вейдле.

    "…лишь мифотворящий вымысел сливает познание и творчество в одно, умеет проникнуть в тайну личности и передать целостный образ человека”.

    “Живые люди, созданные романистом или драматургом, именно потому и живы, что не вполне от него зависят, не до конца ему подчинены” (Там же).

    Меня пишущего обо мне когдатошнем несло. Я пишущий был не вполне волен. Распоряжалось мною пишущим подсознание, мне пишущему не данное в сознании.

    А вот (я пишу и читаю одновременно) и Вейдле говорит об этом прямо:

    "Характеры… построены иррационально — как бы самой жизнью, рождены в глубине подсознания или сверхсознания” (Там же).

     

    И вот этот Вейдле пишет, что живых людей нет уже давно в литературе. От, в частности, подражания науке – типами.

    "…роман, в котором они преобладают, превращается все же в социологический трактат, как это уже случилось с романами Золя и как это снова становится чуть ли не правилом в американской, советской и отчасти немецкой литературе” (Там же).

    Например, Зощенко презирает мещан, против которых – на словах – и советская власть. За их низменность презирает власть. А на самом деле она – за них. Перерождается тихо. Что Зощенко тоже бесит.

    Как выразить общее “фэ”? – Плохим владением русским языком низменным героем, думающим, что он прогрессивный.

    "— Вот,— сказал,— желаю поагитировать. Как я есть приехадши из города, так нельзя ли собрание собрать?” (“Агитатор”. 1923.)

    Типы "…показывают нам автоматических действующих лиц, не оказывающих никакого сопротивления авторскому щелчку, посылающему их направо или налево” (Там же).

    А в чём дело?

    "ОДВФ) — первая в СССР массовая добровольная общественная организация по содействию развитию Воздушного флота. Основано в марте 1923 в Москве. В Совет ОДВФ вошли видные государственные деятели, учёные: В. А. Антонов-Овсеенко, Ф. Э. Дзержинский, Л. Б. Красин, А. В. Луначарский, М. В. Фрунзе, С. А. Чаплыгин и другие. В Совете работали агитационно-пропагандистская, техническая, научно-теоретическая, промышленно-хозяйственная, спортивная и финансовая секции. В РСФСР, на Украине, в Белоруссии и Закавказье были организованы республиканские общества. К концу 1923 ОДВФ насчитывало 580 тысяч членов” (Академик).

    Полмиллиона меньше, чем за год! Кампания. И если ты, Зощенко, зол почему-то на власть, то… нате вам "автоматических действующих лиц”. – Провалил (рассказами про аварии) доморощенный агитатор-авиатор, "Сторож авиационной школы Григорий Косоносов”, поручение поагитировать в отпуске в своей деревне, чтоб мужики скинулись на аэроплан.

    Вот только не ясно, над в моде состоящей типизацией тоже посмеялся автор или нет. Страна-то была в самом деле культурно отсталая.

    Так тип был составлен с помощью исключительно сознания. Подсознательным идеалом и не пахнет. Значит рассказ Зощенко что? – Правильно. Не художественен. Хоть в нём и есть скрытый смысл.

    "…отличное средство для распознавания плохой литературы. Та литература именно и плоха, где автор всего лишь осуществляет в вымысле то, что в жизни ему не дано осуществить, и тем же самым позволяет заняться своему читателю; так построены бульварные романы, пользующиеся успехом фильмы…” (Вейдле).

    То есть компенсаторная функция искусства вместо испытательной, только ему и присущей.

    Можно рассудить, читая Вейдле, что из-за научно-технической отсталости и непросвещённости народа в XIX веке, в России – по сравнению с Западом (Золя испортила физиология, Драйзера, Томаса Манна, Музиля, дю Гара и Жюля Ромэна – социология, Пруста и Джойса, Андрэ Жида и Мориака – психология, О'Ниля – психоанализ и т.д. и т.п.) – в России задержалось то, что Вейдле называет искусством вымысла. А в ХХ веке Россия стала быстро по умиранию искусства Запад догонять.

    Но, возможно, влияло и то, что в XIX веке начался выход масс на арену истории. В России тоже – с запозданием. А массы не так тонки в восприятии искусства. И их надо ж как-то занимать…

    Тогда адептам коммунизма (а тот неминуем, вон, в Швейцарии уже был референдум о гарантированном доходе, чтоб люди выбирали работу по душе; так швейцарцы пока, достойные представители эпохи Потребления, сказали: “нет”; но если все поймут, что человечество погибнет от перепроизводства и перепотребления, а роботы и искусственный интеллект оттеснит массы от трудовой занятости вообще, то…), - тогда адептам коммунизма придётся крепко поработать над эстетическим воспитанием масс, ибо чем останется тогда жить? – Только искусством (творцом или сотворцом).

    Может, надо уже начинать перевоспитание?

    11 июня 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340683  2018-07-17 15:46:33
Sweetheart
-

14.07.2018
16:32

С чего начинался классицизм.

    В скульптуре – со “Святой Сусанны” (1630-1633) Дюкенуа. Меня этот факт заинтересовал тем, что я что-то не могу от репродукции этой скульптуры испытать что-то . . .

09.07.2018
10:59

Чего не знал о себе сам Уайльд: идеала иномирия.

    Все или многие, наверно, знают, что Гитлер любил Ницше. Я-то думаю, что он сколько-то самообманывался, представляя себе, что эта любовь (да и то подсознательная) у . . .

01.07.2018
20:21

Губошлёпы и Губарев.

    Я живу в стране, где каждая квартира увешана картинами, подлинниками и репродукциями. А город моего проживания усеян уличными скульптурами, преимущественно . . .

28.06.2018
07:44

Смущение.

    Я когда-то здорово проштрафился перед своей ещё невыросшей дочкой. Поднял какие-то валявшиеся бумаги и стал читать. А то было сочинение-мечтание моей дочки, . . .

27.06.2018
09:55

Не та недопонятность?

    Уважаемый читатель! Предлагаю эксперимент. Я дам цитату начала книги Филиппенко “Травля” (2016), а в квадратных скобках – объяснение того, что происходит. Вы же . . .

26.06.2018
08:08

Шило в мешке Шиле могут и утаить.

    Смотрите, как это делают. – Дают репродукцию. Эгон Шиле. Склонившаяся обнаженная в туфлях и черных чулках. 1912. И пишут по поводу неё: "Эротическая живопись Шиле . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100