TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.08.2018
10:33

Фаюмские портреты и иконы.

    Как всё незаметно перетекает из одного в другое… Римские оргии – это гедонизм. Наслаждение жизнью. Боязнь смерти. Но есть аристократы. Им противно чего бы то ни . . .

11.08.2018
14:10

Апокалипсис, ветренная Свобода и постоянный Традиционализм.

    Кто меня читал ранее, знает, что я пытаюсь определять в произведениях искусства, что там рождено от подсознательного идеала, а что – от сознательного. Иными . . .

11.08.2018
13:36

Прав ли художник Владимир Крылов вне своих картин?

    "Волновые структуры могут нести в себе как физиологические компоненты, так и компоненты более высокого уровня – духовные компоненты” (http://www.colisart.ru/news/124.html . . .

05.08.2018
16:37

Это великое дело проверки.

    Можно, я начну издалека? Идею синусоподобного изображения превращения идеалов друг в друга я узнал из статьи Прокофьева “Фёдор Иванович Шмит (1877-1941) и его теория . . .

04.08.2018
10:00

Ответ искреннему человеку.

    Пока я искал название некой картины, наткнулся на одну, мимо которой не смог пройти мимо. Крылов В. Собор Василия Блаженного. 1999. Холст, масло. Автора той, название . . .

03.08.2018
08:40

Лем и другие.

    Большинство знаменитых и заслуживающих внимания книг невозможно читать – скучны. И у меня выработалась привычка преодолевать эту скуку как бы . . .

01.08.2018
10:35

Чего не понимает Улицкая.

    Она не понимает того же, до чего не догадался Карл Маркс. А мог бы догадаться, ибо гений. Глядя на зародившееся массовое производство, он мог бы догадаться, что оно . . .

31.07.2018
10:39

Хуан Хеновес что: всех обманул невольно?

    Гримасы гиперреализма. Хеновес. Заключён. 1967. Он испанец. "Репрессии против политических противников (к ним относились коммунисты, социалисты, анархисты, . . .

29.07.2018
10:46

Разоблачение.

    Уважаемые читатели мои! Я берусь писать нехарактерное для себя. Я не открывать художественный смысл картин стану, а разоблачать натяжки при попытках извратить . . .

28.07.2018
22:21

Посвящается...

    В день Крещения Руси настоящим прорелигиозным художникам посвящается. Проба оценить религиозное искусство на примере произведения общепризнанного гения . . .

26.07.2018
10:46

Чёрно о Чернигине.

    Повторение – мать учения… Давайте, читатель, я повторю для разминки то, что мне уже известно.

    Вот можете вы подтвердить, что на данной картине сильно выражено движение света?

    Корреджо. Юпитер и Ио. 1531. Фрагмент.

    Ну в самом деле… Пройдите взглядом от левого плеча Ио к её левой ладони. Плечо ж сияет. А под левым локтем темень какая. Правда? Или ото лба к щеке. Или от правого плеча к правой ладони. – То же и на всей картине.

    И в самой тьме есть какое-то движение света.

    Миф.

    "Ио, греч. — дочь речного бога Инаха, жрица Геры.

    Понравилась Зевсу, который не замедлил овладеть ею, приняв вид облака” (https://drevniebogi.ru/io-zhritsa-geryi-soblaznennaya-yupiterom-v-vide-korovyi/).

    “Видел Юпитер ее, когда от реки возвращалась

    Отчей, и - "Дева, - сказал, - что достойна Юпитера, всех бы

    Ложем своим осчастливила ты; заходи же под сени

    Рощ глубоких, - и ей он рощ показывал сени, -

    Солнце пока высоко посредине стоит небосвода.

    Если страшно одной подходить к звериным берлогам,

    В рощ тайники ты войдешь, имея защитником бога,

    И не из черни богов, но того, кто великий небесный

    Скипетр держит в руке и летучие молнии мечет.

    О, не беги!" Но бежала она. И пастбища Лерны

    Были уже позади, и Лиркея поля с деревами

    Тоже; но бог, наведя на землю пространную темень,

    Скрыл ее, бег задержал и стыд девичий похитил” (Овидий. Метаморфозы).

    Для античной вседозволенности это было нормой. Для христианства – не так.

    "…гибельный героизм страстей, грязный идеал красоты, необузданное пристрастие к земле… Заметьте, что ничего подобного никогда не наблюдалось в других цивилизованных обществах. Одни только греки решились таким образом идеализировать порок и преступление…” (Чаадаев. Статьи письма. М., 1989. С. 138).

    А Возрождение потому так и называется, что возродило культуру античности. И в Раннем Возрождении – особенно. Разгул безнравственности был такой…

    "В Риме в 1490 г. насчитывалось 6800 проституток, а в Венеции в 1509 г. их было 11 тысяч… Когда вместе с войском французского короля Карла VIII в конце XV в. так называемая французская болезнь, раньше вспыхивавшая в Италии эпизодически, начала распространяться в ужасающей степени, жертвами ее пали не только многие светские, но и высокопоставленные духовные лица… Лодовико Моро [1452 —1508; При его дворе много лет жил Леонардо да Винчи] лишил власти своего несовершеннолетнего племянника Джованни Галеаццо и через некоторое время отравил его. Моро вмешивался во все политические дела своего времени, непрестанно сея вокруг себя интриги, заговоры, тайные убийства… Неаполитанский король Ферранте (1458—1494), неутомимый работник, умный и умелый политик, внушал ужас всем своим современникам. Он сажал своих врагов в клетки, издевался над ними, откармливал их, а затем отрубал им головы и приказывал засаливать их тела. Он одевал мумии в самые дорогие наряды, рассаживал их вдоль стен погреба, устраивая у себя во дворце целую галерею, которую и посещал в добрые минуты. При одном воспоминании о своих жертвах он заливался смехом. Этот Ферранте отравлял в венецианских церквах чаши со святой водой, чтобы отомстить венецианской сеньории, предательски убивал нередко прямо за своим столом доверившихся ему людей и насильно овладевал женщинами… Эрколе I [1431 — 1505] отравляет жену, узнав о том, что она намеревается отравить его самого по наущению своего брата, уже известного нам короля Ферранте Неаполитанского. Он велит выколоть по глазу и отсечь по руке у каждого из 200 заговорщиков… [В государстве] Альфонса II [1448 — 1495]… шпионаж и вероломное убийство достигают крайнего развития… Лоренцо Медичи [1449 — 1492]… отбирал приданое у девушек, казнил и вешал, жестоко разграбил город Вольтерру и отнюдь не пренебрегал интригами, связанными с ядом и кинжалом… В 1537 г. герцог Алессандро [1510-1537] был заколот своим родственником и товарищем по разгулу Лоренцино Медичи, которого через 11 лет убивает в Венеции наемник, подосланный преемником Алессандро, герцогом Козимо I” (Лосев. http://predanie.ru/losev-aleksey-fedorovich/book/135428-estetika-vozrozhdeniya/). И т.д. и т.п.

    В общем, естественно было наступить реакции на такую безнравственность. Она и наступила. В искусстве Высокого Возрождения.

    Но оно действовало не прямо, не нравоучениями, не сатирами, не публицистически. А выражением подсознания авторов подсознанию восприемников. – Художественно.

    Дворжак спрашивает:

    "Можно ли придать фигурам монументальное впечатление без того, чтобы от этого не пострадали пространственная связь и иллюзия убедительно показанного куска вселенной? Это было одною из важнейших композиционных проблем итальянского искусства в XVI в.” (История искусства как история духа. СПб., 2001. С. 280).

    Высокого Возрождения то есть.

    А зачем и то, и то: и кусок, и монументальность? – Для выражения Гармонии. Которая уже и вовсе никак не нарисована.

    Но как, как сделать и кусок и монументальность?

    Надо что-то сделать "для повышения иллюзии движения в пространстве” (Там же).

    А это достигнуто уже упомянутыми тонкими градациями света.

    Ультратонко. – Может, потому Высокое Возрождение недолго продлилось и мало кого ввело в Гармонию. Кроме самих творцов и только в области искусства (то есть – в условности, а не в реальной жизни).

    И всё это я вспомнил (что оно уже мною написано, и я переписал вот сюда), глядя на такую репродукцию.

    Чернигин. Он и она.

    Вспомнил потому, что и у Корреджо, и у Чернигина – поцелуй, который мне когда-то в молодости приснился (неперсонифицированный). Он был с таким же истаиванием ощущений, чем дальше от губ. И, естественно, я никакого Корреджо тогда не знал, а Чернигина тогда и на свете не было.

    Ну и Чернигин не стал так тонко передавать движение в пространстве (изменением интенсивности света), как Корреджо, а… грубо: следами изображения движения, какие возникают при браке кино- или телепоказа. – Женщина бежала к мужчине справа, Наверно, с криком. А он, услышав и узнав, остановился, повернулся и только и успел, что подставить губы для поцелуя, руки не успев даже поднять. И, конечно же, для них всё окружающее пропало из внимания. – Проиллюстрирован такой вот психологический (или даже физиологический) нюанс силы чувств. Что у Корреджо было тоже, но имело очень мало значения. По сравнению с той глубиной подсознательного идеала – Гармонии высокого и низкого.

    Качества идеала, тем более подсознательного, я что-то у Чернигина не чую. Это, повторяю, иллюстрация физиологической особенности сильного переживания. Когда он рисовал это, лично ему эффект был УЖЕ известен. То ли по собственному опыту, то ли по чьему-то рассказу, или он увидел картину Корреджо. – Эффект неожиданности передан. Но. Мелко. Для усиления в общем-то знаемого любовного переживания годится. То есть эстетическую ценность работа имеет. Но художественную – нет. Она внеисторичная и вневременная. Переживание любви и всё. Абстрактно.

    То же, собственно, и тут.

    Чернигин. Атлантика.

    Смешение волн и чувств, банальное из-за буквального смешения складок платья с волнами.

    Этот мотив смешения как показатель усиления чувств у него сплошь и рядом. Какое-то нудное самоповторение.

     

    22 июня 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340694  2018-07-27 15:16:19
Sweetheart
-

24.07.2018
08:48

Не махинаторство ль?

    Иные удивляются, как много я статей пишу. А это стало очень просто делать. Мне. Я взял себе “на вооружение” теорию художественности по Выготскому. Она заявляет, . . .

17.07.2018
07:46

Правда и вымысел.

    Исчезнули при свете просвещенья Поэзии ребяческие сны. Баратынский Советский обыватель из рассказов Зощенко должен еще напиться горячей крови, как вызванные . . .

14.07.2018
16:32

С чего начинался классицизм.

    В скульптуре – со “Святой Сусанны” (1630-1633) Дюкенуа. Меня этот факт заинтересовал тем, что я что-то не могу от репродукции этой скульптуры испытать что-то . . .

09.07.2018
10:59

Чего не знал о себе сам Уайльд: идеала иномирия.

    Все или многие, наверно, знают, что Гитлер любил Ницше. Я-то думаю, что он сколько-то самообманывался, представляя себе, что эта любовь (да и то подсознательная) у . . .

01.07.2018
20:21

Губошлёпы и Губарев.

    Я живу в стране, где каждая квартира увешана картинами, подлинниками и репродукциями. А город моего проживания усеян уличными скульптурами, преимущественно . . .

28.06.2018
07:44

Смущение.

    Я когда-то здорово проштрафился перед своей ещё невыросшей дочкой. Поднял какие-то валявшиеся бумаги и стал читать. А то было сочинение-мечтание моей дочки, . . .

27.06.2018
09:55

Не та недопонятность?

    Уважаемый читатель! Предлагаю эксперимент. Я дам цитату начала книги Филиппенко “Травля” (2016), а в квадратных скобках – объяснение того, что происходит. Вы же . . .

26.06.2018
08:08

Шило в мешке Шиле могут и утаить.

    Смотрите, как это делают. – Дают репродукцию. Эгон Шиле. Склонившаяся обнаженная в туфлях и черных чулках. 1912. И пишут по поводу неё: "Эротическая живопись Шиле . . .

23.06.2018
10:58

Белиберда или обыкновенное барокко?

    …усиленной образностью уплотнять смысловую ткань своих [произведений]… Вейдле …слишком блестящий язык опять заслоняет собою характеры и мысли. Аристотель . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100